goalma.orgская культура студента : пособие / сост. :Ю.Н. Алекесеев,
Н.К. Чуриков. – Воронеж : б. и., – Ч. 2. – 47 с.
goalma.orgская культура студента : учебник / под. ред. В.И. Ильини-
ча. – М. : Гардарики, – с.
goalma.orgская культура : примерная учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост. : М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.А. Масляков, В.Г. Щер-
баков. – М., – 54 с.
Дополнительная литература
goalma.orgов В.В. Вода дарит здоровье / В.В. Горбунов. – М. : Советский спорт, – 32 с.
goalma.org К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, – с.
goalma.org Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, goalma.orgова. – М. : ВЛА-
ДОС, – с.
goalma.orgкин А.Н. Целебный холод воды / А.Н. Колгушкин. – М. : Физкультура и спорт, – с.
goalma.orgнко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, – с.
goalma.org и методика физического воспитания : учебник / под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература, – Т. 1. – с.
goalma.org и методика физического воспитания : учебник / под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев : Олимпийская литература, – Т. 2. – с.
goalma.orgов А.Г. Оздоровительная физическая культура : учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, – с.
goalma.orgв Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, – с.
Хоули Э.Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс. – Киев : Олимпийская литература, – с.
Чусов Ю.Н. Закаливание школьников : пособие для учителя / Ю.Н. Чусов. – М. : Просвещение, – с.
Электронный каталог Научной библиотеки ВГУ – (goalma.org)
Введение к работе
Актуальность. Проблема популяризации и формирования здорового образа жизни приобретает в настоящее время особую актуальность, так как ухудшение социально-экономических, бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий, демографической обстановки негативно сказалось на состоянии здоровья детского и взрослого населения (Щедрина А.Г., ; Брохман И.И., ; Казин Э.М., ; Айзман Р.Н., ; Колбанов В.В., ; Ананьев ВА, Давиденко Д.Н., Петленко В.П., Хомутов ГА, ).
Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. Установлено, что % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. За последние годы резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, нервно-психическими расстройствами (Казин Э.М. с соавт., ). Низкий уровень здоровья выпускников школ сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье на 50 % зависит от условий и образа жизни людей; на 8 % - от качества медицинских услуг; на 20 % - от влияния внешней среды и на 20 % - от генетического наследства. Отсюда становится очевидным, что главный резерв сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста - это обучение их здоровому образу жизни.
Важное место в формировании здорового образа жизни школьников занимают учебные занятия по дисциплине «Физическая культура»; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и внеклассные занятия. Именно поэтому ведущая роль в формировании у учащихся основ здорового образа жизни, активного вовлечения их в регулярные занятия физической культурой и самостоятельной организации своего досуга, несомненно, принадлежит учителю физической культуры, поскольку в ходе этих занятий у педагогов открываются широкие возможности воспитать к учащихся потребность в крепком здоровье, научить ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей.
[ рос национальная]
По мнению многих авторов, для успешной организации оздоровительной и просветительской работы среди школьников, формирования культуры здорового образа жизни необходимо, чтобы будущие специалисты по физической культуре были готовы к решению подобных задач (ТрешеваО.Л., ПавловаЖ.В., ; Соловьев Г.М., Прокопенко Т.Н., ; Вишневский ВА, , ; Степанова ГА, Булатова ГА, Гимазов P.M., ).
Однако вопросы подготовки студентов факультетов физической культуры в высших педагогических учебных заведениях к проведению работы по формированию здорового образа жизни в современной литературе отражены недостаточно. Поэтому профессиональный уровень сегодняшних специалистов по физической культуре в этой области не отвечает требованиям практики и отрицательно сказывается на осуществляемой ими деятельности. Как правило, учителя физической культуры не могут приобщить к здоровому образу жизни детей, не знают его основ (Шерстобито-ваН.Е.,).
Вследствие этого и уровень культуры здоровья школьников является очень низким (Вайнер Э.Н., ; Садов В.Ю., ; Касымбекова СИ., ). Это, в свою очередь, способствует распространению вредных привычек и факторов риска для физического, нравственного идуховного здоровья.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью укрепления и сохранения здоровья учащихся во время обучения в школе, с одной стороны, а с другой - отсутствием у будущих учителей соответствующих профессионально-педагогических знаний и умений по формированию здорового образа жизни школьников, организации рационального досуга.
В связи с этим совершенствование подготовки студентов факультетов физической культуры в области здорового образа жизни представляет большой научный и практический интерес.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что определение состава и структуры профессионально-педагогических умений для проведения работы по формированию здорового образа жизни учащейся молодежи и методики обучения этому студентов факультетов физической культуры педагогических вузов позволит повысить готовность будущих специалистов к их профессиональной деятельности в сфере культуры здорового образа жизни.
Объект исследования - процесс подготовки студентов факультетов физической культуры к работе по формированию здорового образа жизни среди учащейся молодежи.
Предмет исследования — содержание и методика формирования профессионально-педагогических умений и связанных с ними знаний у студентов факультетов физической культуры в области здорового образа жизни.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать технологию освоения профессионально-педагогических умений по формированию основ здорового образа жизни (ЗОЖ) у студентов педагогических вузов.
Задачи исследования:
Определить состояние подготовленности студентов факультетов физической культуры к работе по формированию здорового образа жизни среди учащейся молодежи.
Выявить наиболее значимые профессионально-педагогические знания и умения, необходимые будущим специалистам для проведения работы по формированию здорового образа жизни.
Разработать содержание и методику профессионально-педагогической подготовки студентов к работе по формированию здорового образа жизни и проверить их эффективность.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялся комплекс следующих методов: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; контент-анализ; опрос; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; математико-статистический анализ.
Методологической основой исследования явились: теоретические разработки и концептуальные положения в области теории и методики физической культуры (В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев); теории здорового образа жизни (Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов); общей и прикладной валеологии (В.А Ананьев, И.И. Брехман, Д.Н. Давиденко, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, В.П. Петленко); теории и методики оздоровительно-рекреативной физической культуры (Г.П. Виноградов, АА. Виру, АД. Джу-маев, К. Купер, В.В. Матов, Е.Г. Мильнер, И.В. Муравов, Е.А. Пирогова, В.Н. Селуянов, В.Д. Сонькин); теории и практики вузовской педагогики
(Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарес, В.Ф. Кослоченко, М.В. Прохорова, В.Л. Сла-стенинидр.).
Организация исследования Исследование проводилось с декабря года по июнь года и состояло из трех этапов.
На первом этапе ( гг.) проводился библиографический поиск, систематизация и изучение литературных источников и документальных материалов исследования. В ходе исследования выявлена проблемная ситуация, сформулирована тема диссертации и рабочая гипотеза, поставлены цель и задачи работы, выбраны методы исследования.
На втором этапе ( гг.) изучались учебные и рабочие программы дисциплин общетеоретического, медико-биологического и спортивно-педаго гиеских циклов для определения тематики по проблемам здорового образа жизни, количества часов и формы учебных занятий, отводимых на освещение данных вопросов. В результате проведенной работы сделано заключение о степени готовности будущих учителей физической культуры к проведению мероприятий по формированию основ здорового образа жизни в процессе профессиональной деятельности. Наряду с этим проводился анкетный опрос студентов различных курсов с целью определения их отношения к проблеме здорового образа жизни и выявлению оптимальных путей повышения эффективности системы подготовки будущих специалистов к этой работе.
Особое внимание уделялось вопросам разработки профессионально-педагогических умений для проведения мероприятий по формированию основ здорового образа жизни и технологии их формирования. Тщательный анализ литературы, документальных материалов по изучаемой проблеме и осмысление накопленного опыта на факультете физической культуры Западно-Казахстанского Государственного университета, а также оздоровительного клуба «Оцисана» (оздоровительного центра СА Назарбаевой) позволили определить перечень видов умений и базовые учебно-практические задания, способствующие их формированию.
На третьем этапе ( гг.) осуществлялась проверка разработанной технологии освоения профессионально-педагогических умений у будущих учителей физической культуры, необходимых для проведения работы по формированию здорового образа жизни в условиях педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые разработана структурно-функциональная модель профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре для формирования у школьников основ здорового образа жизни, которая позволила установить и конкретизировать перечень необходимых для этого знаний и умений. Определен комплекс базовых учебно-практических заданий, обеспечивающий профессиональную готовность будущих специалистов к проведению информационно-пропагандистской работы в области культуры здорового образа жизни, по ознакомлению школьников и их родителей с правилами рационального режима жизни и питания, закаливания, предупреждения и устранения вредных привычек, использования разнообразных упражнений с целью сохранения и укрепления здоровья.
Выявлены недостатки существующей системы профессионально-педагогической подготовки учителей физической культуры на факультетах физической культуры к будущей деятельности в области здорового образа жизни в общеобразовательной школе. Разработаны и экспериментально обоснованы содержание и методика обучения профессионально-значимым знаниям и умениям, основанная на активизации учебно-практической деятельности студентов в процессе проведения занятий в рамках дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта», спецкурса «Формирование здорового образа и спортивного стиля жизни школьников» и педагогической практики.
Теоретическая значимость исследования связана с обоснованием с позиции системно-деятельностного подхода состава и структуры профессиональной готовности учителей физической культуры к проведению работы по формированию здорового образа жизни школьников, позволившей разработать эффективные пути ее повышения у выпускников педагогических вузов. Результаты исследования расширяют и углубляют теорию и практику профессионального физкультурного образования будущих специалистов в области здорового образа жизни.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная методика обучения профессионально-педагогическим знаниям и умениям студентов факультетов физической культуры педагогических вузов по рациональной организации и формированию здорового образа жизни школьников позволяет повысить уровень профессиональной готовности и эф-
фективность физкультурно-оздоровительных мероприятий будущих учителей физической культуры.
Материалы исследования могут быть также использованы в подготовке специалистов по физической культуре в средних и высших физкультурных учебных заведениях, в системе повышения квалификации учителей физической культуры на ФПК, в процессе самообразования.
Результаты исследования апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс студентов факультета физической культуры Западно-Казахстанского Государственного университета, СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, в практику общеобразовательных школ г. Уральска и Севе-ро-Казахстанской области. Они неоднократно докладывались и обсуждались на республиканских, городских и ежегодных инсгитугских конференциях
Работа выполнена в соответствии со сводным планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ РФ на гг., гг. (направление 01, тема и ).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Необходимые профессионально-педагогические умения и связан
ные с ними знания студентов факультетов физической культуры педагоги
ческих институтов по формированию здорового образа жизни школьников
могут быть выявлены на основе разработанной структурно-
функциональной модели деятельности учителя физической культуры в
этой области, определяющей ее направленность и содержание.
Комплекс базовых учебно-практических заданий по освоению знаний и практических навыков, обеспечивающих студентам факультетов физической культуры педагогических институтов формирование основ индивидуального образа жизни школьников, может быть определен на основе структурирования содержания учебного материала при изучении соответствующих разделов дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта», интегрированного спецкурса «Формирование здорового образа и спортивного стиля жизни школьников» и в процессе педагогической практики.
Методика освоения профессионально-педагогических умений по формированию здорового образа и спортивного стиля жизни, основанная на моделировании условий будущей деятельности, позволяет повысить эффективность обучения студентов необходимым умениям.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений.
Основная часть работы изложена на страницах компьютерного текста и включает 9 таблиц, 13 рисунков и 9 приложений. Список используемых источников литературы насчитывает наименований, из них 8 -на иностранных языках.
Т 45 Титова, Татьяна Михайловна. Волейбол. Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре [Текст] / Т. М. Титова, Т. В. Степанова. - М. : Чистые пруды, - 32 с. : ил. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Спорт в школе" ; вып. 2 (8)). - ISBN : р. |
К 76 Кошанов, Александр Иванович. Начальное обучение плаванию [Текст] / А. И. Кошанов. - М. : Чистые пруды, - 32 с. : ил. - ISBN : р. |
М 91 Муратова, Лариса Валентиновна. Суставная гимнастика [Текст] / Л. В. Муратова. - М. : Чистые пруды, - 31 с. : ил. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Спорт в школе" ; вып. 6 (12)). - ISBN : р. |
В 93 Высоцкий, Владимир Леонидович. Освоение сложноорганизованного пространства. Физическая культура в 1 классе [Текст] / В. Л. Высоцкий. - М. : Чистые пруды, - 31 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Спорт в школе" ; вып. 2 (14)). - ISBN : р. |
К 14 Казин, Александр Львович. Бодибилдинг на уроках физическойкультуры. 10 класс [Текст] / А. Л. Казин. - М. : Чистые пруды, - 32 с. : ил. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Спорт в школе" ; вып. 5 (17)). - ISBN : р. |
Х 94 Хропов, Сергей Михайлович. Спортивный лабиринт. Мини-ориентирование на уроках физическойкультуры [Текст] / С. М. Хропов. - М. : Чистые пруды, - 32 с. : ил. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Спорт в школе" ; вып. 6 (18)). - ISBN : р. |
К 68 Коротков , Игорь Михайлович. Подвижные игры в школе [Text] : в помощь учителям физ. культуры / И. М. Коротков . - М. : Просвещение, - с. : ил. - Библиогр.: с. . - р. |
П 72 Преображенский, И. Баскетбол в школе [Text] / И. Преображенский, А. Харазянц. - М. : Просвещение, - с. - р. |
Ф 50 Физическая культура в школе. Методика уроков в кл. [Text] / под ред. З. И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, - , [1] с. : с ил. - р. |
Ф 50 Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе [Text] : пособие для учителя / [Богословский В.П., Давыденко М.Н., Дробышев В.И. и др.] ; под ред. М. Д. Рипы. - М. : Просвещение, - 97 с. : ил. - (Библиотека учителя физическойкультуры). - р., р. Авт. указаны на обороте тит. л. |
Ф 50 Физическое воспитание молодежи и профессиональная подготовка учителя физкультуры [Текст] : сб. статей / М-во просвещения РСФСР, Ростовский-на-Дону гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : [б. и.], - с. - р. |
Ч Черник, Е. С. Наглядность в работе физическойкультуры [Text] : кн. для учителя / Черник Е.С. - М. : Просвещение, - с. - р. |
Я 47 Яковлев, В. Г. Подвижные игры учащихся классов [Text] / В. Г. Яковлев. - М. : Учпедгиз, - , [2] с. - р. |
Л 68 Лобач, Л. П. Современные педагогические технологии, применяемые в обучении двигательным действиям [Text] : учеб.-метод. пособие / Л. П. Лобач, Н. И. Дарьин. - Благовещенск : Изд-во БГПУ, - 89 с. - р. |
я73 П 24 Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Text] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающ. по спец. "Физическая культура". - М. : Академия, - с. - (Высшее образование). - ISBN : р. |
М 54 Физическая культура в школе [Text] : методика уроков в классах / ред. Богданов Г.П. - М. : Просвещение, - с. - 5р. р. |
У 71 Урок физкультуры в современной школе [Текст] : метод. рекомендации для учителей / Департамент образования Москвы, Центр организационно- метод. обеспечения физ. воспитания. - М. : Сов. спорт, Вып. 5 : Ручной мяч. - с. : ил. - ISBN : р. |
У 71 Урок физкультуры в современной школе [Текст] : метод. рекомендации для учителей / Департамент образования Москвы, Центр организационно- метод. обеспечения физ. воспитания. - М. : Сов. спорт, Вып. 3 : Лёгкая атлетика. - 71 с. : ил. - ISBN : р. |
К 89 Кузнецов, Василий Степанович. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами [Текст] : метод. пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. : НЦ ЭНАС, - , [2] с. : ил. - (Портфель учителя). - ISBN : р. |
казино с бесплатным фрибетом Игровой автомат Won Won Rich играть бесплатно ᐈ Игровой Автомат Big Panda Играть Онлайн Бесплатно Amatic™ играть онлайн бесплатно 3 лет Игровой автомат Yamato играть бесплатно рекламе казино vulkan игровые автоматы бесплатно игры онлайн казино на деньги Treasure Island игровой автомат Quickspin казино калигула гта са фото вабанк казино отзывы казино фрэнк синатра slottica казино бездепозитный бонус отзывы мопс казино большое казино монтекарло вкладка с реклама казино вулкан в хроме биткоин казино 999 вулкан россия казино гаминатор игровые автоматы бесплатно лицензионное казино как проверить подлинность CandyLicious игровой автомат Gameplay Interactive Безкоштовний ігровий автомат Just Jewels Deluxe как использовать на 888 poker ставку на казино почему закрывают онлайн казино Игровой автомат Prohibition играть бесплатно