казин э м касаткин н э здоровьесберегающие / Calaméo - Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Казин Э М Касаткин Н Э Здоровьесберегающие

казин э м касаткин н э здоровьесберегающие

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

by ГИМЦ ГИМЦ

Здоровьесберегающие технологии Семинар для воспитателей «Современные технологии образовательной деятельности в ДОУ» г. Составила заместитель заведующей по ВМР Васильченко Н. А. More

Здоровьесберегающие технологии Семинар для воспитателей «Современные технологии образовательной деятельности в ДОУ» г. Составила заместитель заведующей по ВМР Васильченко Н. А. Less

Read the publication

Здоровьесберегающие технологии Семинар для воспитателей «Современные технологии образовательной деятельности в ДОУ» г. Составила заместитель заведующей по ВМР Васильченко Н. А.

Здоровье Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества

Здоровье 19 век 21 век ЗАБОЛЕВАНИЯ нарушения зрения, искривления позвоночника, расстройства пищеварения, нервные недуги. 90% детей имеют отклонения в физическом, психическом здоровье, половина детей, поступающих в школу, страдает невротическими синдромами. ПРИЧИНЫ неудовлетворительная организация процесса обучения и условия быта. Внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, замена традиционных образовательных программ альтернативными, без должного педагогического и медицинского обоснования,

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающих технологий • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. • Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии • аксиологический • гносеологический • здоровьесберегающий • эмоционально-волевой • экологический • физкультурно-оздоровительный

Функции здоровьесберегающей технологии: • формирующая • информативно-коммуникативная • диагностическая • адаптивная • рефлексивная • интегративная

Типы технологий Здоровье сберегающие Оздорови тельные Обучение здоровью Воспитание культуры здоровья Проф. прививки, Двигательная активность, Витаминизаци я, Здоровое Питание. Физ. подготовка физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия Определенные темы занятий Доп. образо вательные услуги, кружки, секции, конкурсы и т. д.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ ВИДЫ Физкультурнооздоровительные Медикопрофилактические Социальнопсихологическое благополучие Здоровьесбережения и Здоровьеобогащения педагогов Здоровье сберегающие образовательные технологии Валеологическое просвещение родителей

Медико-профилактические • Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; • Организация и контроль питания, физического развития дошкольников , закаливания; • Организация профилактических мероприятий; • Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; • Организация здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительные • Развитие физических качеств; • Развитие двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; • Дыхательная гимнастика; • Массаж и самомассаж; • Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; • Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Обеспечение социальнопсихологического благополучия • Технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов • Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья.

Валеологическое просвещение родителей • Технологии обеспечения валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии 1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2 Технологии Обучения Здоровому Образу жизни 3 Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Стретчинг

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Динамические паузы

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Подвижные и спортивные игры

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Релаксация

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Гимнастика пальчиковая • Гимнастика для глаз

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Гимнастика дыхательная

Технологии сохранения и стимулирования здоровья • Гимнастика корригирующая • Гимнастика ортопедическая

Технологии обучения здоровому образу жизни • Физкультурное занятие

Технологии обучения здоровому образу жизни • Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) • Коммуникативные игры • Занятия из серии «ЗДОРОВЬЕ» • Точечный самомассаж

Коррекционные технологии • Технологии музыкального воздействия • Сказкотерапия • Технологии воздействия цветом • Закаливание

Элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного Владимир Филиппович Базарный, хирург- офтальмолог. Основатель нового направления в науке здоровьеразвивающей педагогики. • Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию.

Элементы технологии У. Бейтса. Американский врач-офтальмолог Уильям Горацио Бейтс, в основу положены методы восстановления зрения с помощью расслабления и комплекса упражнений. Метод Бейтса — метод немедицинский. Это метод психолого-педагогический

Первое упражнение “пальминг» • Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.

Упражнения У. Бейтса. Первое упражнение • Подняли глазки вверх. Опустили вниз. Вверх. Вниз. Поморгали - поморгали - поморгали. Второе упражнение • Скосили глазки вправо. Влево. Вправо. Влево. Поморгали - поморгали - поморгали. Третье упражнение “Диагонали” • Подняли глазки вправо-вверх. Потом лево-вниз. Вправо-вверх, влево - вниз. Поморгали - поморгали поморгали. • Обратная диагональ. Влево-вверх, вправо-вниз. Влево-вверх, вправо - вниз. Поморгали - поморгали поморгали.

Упражнения У. Бейтса. Четвертое упражнение “Прямоугольник” • Рисуем глазами прямоугольник: подняли глазки вверх (в левый верхний угол), затем вправо в сторону (в правый верхний угол), опустили вниз (в правый нижний угол), затем влево в сторону (в левый нижний угол) и снова вверх (в левый верхний угол). Поморгали - поморгали - поморгали. • В обратную сторону прямоугольник. Сделали. Поморгали - поморгали поморгали.

Упражнения У. Бейтса. Пятое упражнение “Циферблат” • Представьте огромные часы. Там где переносица — основание стрелок. И мы по кругу оглядываем цифры циферблата. Подняли глаза на двенадцать часов, и “пошли” по кругу. Три часа, шесть, девять, двенадцать. Три, шесть, девять, двенадцать. Поморгали - поморгали - поморгали. • Против часовой стрелки. Двенадцать, девять, шесть, три, двенадцать - девять, шесть, три, двенадцать. Поморгали поморгали - поморгали.

Упражнения У. Бейтса. Шестое упражнение “Змейка” • Глазки в сторону и начинаем с хвоста рисовать змейку глазами. Сначала справа налево, затем слева направо. И вверх-вниз, вверх-вниз, вверх - вниз, вверх-вниз, то есть, рисуем глазами кривую синусоиды. Поморгали поморгали - поморгали. И в обратную сторону: вверх-вниз, вверх-вниз, вверхвниз, вверх и вниз. Поморгалипоморгали- поморгали.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д. ; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – минут;

4. число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т. д. ); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. ) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д. ; 12) психологический климат на уроке;

Литература Владимир Филиппович Базарный доктор мед. наук, профессор, «Человек года в образовании - »

Литература Смирнов Никита Константинович врач – психолог, кандидат мед наук, профессор «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». – М. : Аркти, . – с.

Литература Марьяна Михайловна Безруких директор Центра образования и здоровья МО РФ руководитель Федеральной программы развития образования «Апробация здоровьесберегающих технологий образования» «Разговор о правильном питании» /под ред. М. М. Безруких. – М. : Олма - Пресс

Литература Баль Л. В, Барканов С. В. , Горбатенко С. А. «Педагогу о здоровом образе жизни детей»: книга для учителя . - М. : Просвещение,

Литература Чупаха И. В. , Пужаева Е. З. , Соколова И. Ю. «Здоровьесберегаю щие технологии в образовательно воспитательном процессе» М. : Илекса,

Литература Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Автор: Гаврючина Л. В. Год выпуска: Издательство: Сфера

Литература Аллакаева Л. М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Нижний Новгород, с. Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. М. : Изд-во МГОУ, с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на гг. »). Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. -№ -С. Бычкова Т. И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук / Бычкова Т. И. ; Камс. гос. политезн. ин-т. Чебоксары, с.

Литература Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. -№1. -С. Вашлаева Л. П. , Панина Т. С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология. -№4. -С. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -№1. С. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание. -№3. С. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, с.

Литература • Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа. -№3. -С. • Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т [и др. ]. - Пермь: Кн. мир; Звезда, с. • Зенова Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – -№1. -С. • Казин Э. М. , Касаткина Н. Э. Научнометодологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология. -№4. -С. • Колесникова М. Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе. -№5. -С.

Литература Лукьянова В. С. , Остапенко А. А. , Гузенко В. В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии. -№1. С. Лысых О. Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология. -№4. С. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика. -№6. -С. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист. -№2. -С. Недоспасова Н. П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология. -№4. -С.

www. themegallery. com

I I К 5, г. а § "

I I 1

Эдуард Михайлович Казин

1. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» / Э.М. Казин, Г.Г. Солодова, Н.Г. Блинова [и др.]; отв. ред. Г.Г. Солодова, Э.М. Казин, С.И. Петухов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, – с.

2. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / Э.М. Казин, С.Б. Лурье, В.Г. Селятицкая и др.; ответственный редактор Э.М. Казин. – 2-е издание, с изменениями и дополнениями. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – с.

3. Казин, Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография / Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – с.

4. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Э.М. Казин, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – с.

5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Н.Э Касаткина, О.Г. Красношлыкова, А.И. Федоров и др.; отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – с.

6. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Е.Л. Руднева, Э.М. Казин, Н.Э Касаткина и др.; отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, – с.

7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», – с.

8. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни: учеб. пособие / goalma.org, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова и др.; отв. ред.: Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. – М.: Издательство «Омега-Л», – с.

9. Психофизиологические механизмы саморегуляции и дезадаптации личности / Э.М. Казин, А.И. Федоров, О.Г. Красношлыкова [и др.] // Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami – » (Przemyśl, listopada roku) Volume Psychologia i socjologia. Muzyka i życie. – Przemyśl: Nauka i studia – С.

 Социально-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья обучающихся / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Р.И. Айзман [и др.] // Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Achievement of high school» (София, November, ) Том Педагогически науки. Физическа култура и спорт. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С.

 Особенности функционального состояния подростков, занимающихся различными видами спорта / goalma.org, goalma.orgва, goalma.orgнко [и др.] // Оралдың ғылым жаршысы. – – №23 (71). – С.

 Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др., отв. ред.: Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина. – М.: Издательство «Омега-Л», – с.

 Особенности организации преподавания основ безопасного и здорового образа жизни с учетом типа исходного вегетативного тонуса школьников / Э.М. Казин, А.С. Шинкаренко, Н.Н. Кошко [и др.] // Вестник КемГУ. – – Т. 1, № 2(58). –С.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Павинская К.В.

ORCID: , Соискатель, преподаватель хореографии, Самарский государственный институт культуры

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Аннотация

В статье представлено теоретическое обоснование и описание модели формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов. Разработка модели обусловлена повышенным вниманием к профессиональному здоровью хореографов, отсутствие которого, может преждевременно завершить их карьеру. Статья предназначена для всех специалистов хореографии интересующихся проблемами сохранения профессионального здоровья и обеспечения максимальной продолжительности  профессионального долголетия.

Ключевые слова:  здоровьесберегающая деятельность, студенты-хореографы, модель реализации здоровьесберегающей деятельности.

Pavinskay K.V.

ORCID: ,  Postgraduate student, teacher of choreography, Samara State Institute of culture

MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR IMPLEMENTATION OF HEALTH ACTIVITIES STUDENTSCHOREOGRAPHER

Abstract

The article presents the theoretical basis and the description of the model of formation of readiness for the implementation of health-activity at students-choreographers. Development of the model is due to the increased attention to the health of professional choreographers, the lack of which could prematurely end their career. This article is intended for all professionals interested in the problems of choreography preservation of occupational health and maximum duration of professional longevity

Keywords:health activities, students choreographers, implementation model of health-activities.

Динамичная современная жизнь предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья людей. Профессиональные хореографические коллективы, в качестве социального заказа, выделяют безупречное состояние здоровья квалифицированных кадров, необходимое им в условиях колоссальной нагрузки на организм. Однако, на сегодняшний день,  большая часть хореографов имеют повреждения опорно-двигательного аппарата, в частности, результаты исследований по здоровьесбережению хореографов [6,с.1]позволяют констатировать, что до 90%  хореографов имеют повреждения (Американское министерство труда, Бюро статистики труда, Министерства труда США). Allen goalma.org M.D., Robert E. Stephens Ph.D в книге «The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer» [7, с] отмечают, что многие хореограф не могут брать на себя профессиональные функции, чтобы достигать цели и получать признание, они становятся психологически измотанными, утомленными, изнуренными, они выгорают. В ряде  исследований по здоровьесбережению хореографов[8, с. 65] упоминают о 30 процентной степени выбывающих из профессии. О тяжкой нравственной деградации  «хореографического мира» свидетельствуют данные[1]«о распространенности СПИДА среди «звезд балета мировой величины».

Укрепление здоровья, по мнению Митяевой, A.M [5,с.5] « это комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от институтов образования». Герчак Я.В [3,с]подчеркивает, что здоровьесберегающая деятельность все интенсивнее проникает в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений всех типов и всех уровней». Казин, Э.М[4,с] отмечает, что перед  специалистами ставятся теперь новые задачи, касающиеся не только обучения и воспитания, но и сохранения и укрепления здоровья. Современные требования к преподавателям заявлены в нормативных государственных документах (Национальной доктрине образования в РФ;  Концепции модернизации российского образования;  «Законе об Образовании в РФ»;  Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования), в которых, среди первоначальных задач выделяется необходимость максимального содействия преподавателей укреплению здоровья обучающихся. Все это  подтверждает значимость данной проблемы на государственном уровне.  Большое количество исследований в России и за рубежом посвящено вопросам здоровьесбережения, в том числе и профессиональному здоровью хореографов. Следовательно, проблема формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной.

Сложившиеся негативные тенденции актуализируют необходимость целенаправленной работы со студентами-хореографами по обучению их основам здоровой профессиональной деятельности и предотвращению здоровьеразрушающих тенденций. Одним из путей подготовки хореографа к долгой здоровой профессиональной деятельности, может стать формирование у него готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности. Однако без грамотно выстроенной системы формирования готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности невозможно добиться полноценного результата.  Поэтому  основной целью статьи является описание  модели формирования готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности.

В настоящее время в научной литературе [2,с] существует  ряд классификаций моделей здоровьесбережения,  разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов, ведется поиск путей и форм здоровьесберегающей деятельности. Тщательный анализ,  имеющихся моделей здоровьесбережения в образовании и знакомство с  опытом сохранения здоровья хореографов в российской и мировой педагогике, позволили нам создать модель, которая  объединяет в себе самые важные характеристики моделей здоровьесбережения и  адаптирована к специфике хореографического образования и условиям учебно-воспитательного процесса института культуры.

Опираясь на научно-методические труды Эдуарда Михайловича Казина[4,с], мы рассматриваем реализацию здоровьесберегающей  деятельности  в двух аспектах: как применение оздоровительных техноло­гий с целью сохранения и укрепления собственного здоровья и веде­ние здорового образа жизни; так и использование оздорови­тельных технологий в педагогической практике, результатом кото­рого является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.. Это позволяет констатировать, что под  готовностью к реализации здоровьесберегающей деятельности  мы  понимаем  (физическое, психическое, духовно-нравственное) состояние свойств и качеств здоровой личности, и профессиональное состояние, являющееся признаком профессиональной квалификации, а также, результатом целенаправленной подготовки, которая выражается  в степени усвоения специалистом социального опыта в аспекте здоровьесбережения и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности.

Инновационный характер данной модели (таблица1.), на наш взгляд обеспечивает реализация принципов здоровьесберегающей педагогики; организация ЗОЖ и применение здоровьесберегающих технологий в самом учебно-воспитательном процессе, а не типичное повествование о них  как  о некой абстрактной информации.

Изложенные принципы реализуются, обеспечивая: педагогическую деятельность (направлена на здоровьесбережение при обучении разным видам художественного творчества, планировании и организации учебно-воспитательного процесса, осуществлении диагностики и формировании системы контроля качества, создании благоприятных психолого-педагогических условий, формировании духовно-нравственных целей и идеалов личности, средствами художественной культуры); методическую деятельность (направлена на анализ эмпирической информации   о тенденциях развития культуры, обеспечивает участие в разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическими любительскими коллективами); ; художественно-творческую деятельность (направлена на руководство художественно-творческой деятельностью  с учетом возрастных и психологических особенностей, анализ  образного содержания художественных произведений,  организацию и планирование

Таблица 1 - Модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов

репетиций, концертно-сценической деятельности); организационно-управленческую (осуществляет разработку организационно-управленческих проектов в области культуры и применяет методы защиты производственного персонала); культурно-просветительскую деятельность, (направлена на участие в реализации просветительных, творческих программ, содействует формированию общего мирового культурно-информационного пространства, сохраняет культурное наследие России, пропагандирует духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной культуры).

Реализация каждого компонента, предложенной модели, не может осуществляться изолированно от других, так как все они тесно взаимосвязаны,  объединены и направлены на достижение единой цели: формирование готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов.

Структурно-содержательный блок обучения студентов-хореографов реализации здоровьесберегающей деятельности включает технологии подготовки опорно-двигательного аппарата к профессиональной деятельности (отличающиеся, как профилактической, так и коррекционно-реабилитационной направленностью на выравнивание диспропорции моторного развития), а также,  средства и методы (теоретические, методически, практические, индивидуальные, коллективные, активные, интерактивные), формы  реализации здоровьесберегающей деятельности (лекции, семинары, тренировки, практическая и постановочная работа).

В качестве критериев сформированности готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов  выделены мотивационный, физический, волевой, деятельностный, поведенческий критерии. Под перечисленными критериями мы  понимаем свойства и качества здоровой личности, уровень сформированности, которых позволяет судить о  состоянии готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности.

Под показателями готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов нами  понимаются количественные или качественные изменения каждого свойства и качества. В качестве показателей мотивационного критерия выступает полнота знаний о профессиональном здоровье и ЗОЖ в хореографии и мера влияния полной/неполной системы этих знаний на  мотивацию к деятельности (когнитивно-мотиационный компонент). В качестве показателей физического критерия выступают степень гибкости (амплитуда движений), степень выносливости (количество исполненных движении во времени, время выполнения движений), степень скорости (динамика исполнения движений), степень силы (величина сопротивления) (анатомо-физический компонент). В качестве показателей волевого критерия выступают настроенность на занятие (оттенки настроения); степень преобладания саногенного мышления над патогенным (степень самоуважения личности и способности к сохранению душевного спокойствия / степень выраженной тревожности); уровень волевой саморегуляции – автономность/независимость (умение сохранять позитивный эмоциональный настрой в ситуации общего эмоционально-психического напряжения); толерантность (эмоциональная устойчивость личности в ситуации не оправдавшихся надежд); резистентность (способность к самообладанию в стрессогенных ситуациях) (эмоционально-волевой компонент). В качестве показателей деятельностного критерия выступают социальные, профессиональные отношения по реализации здоровьесберегающей деятельности, оцениваемые по функционированию субъекта образовательного процесса в главных социальных (профессиональных) ролях и  определяемые по уровню его собственной удовлетворенности деятельностью, а также, по объективизируемым его оценкам со стороны социального (профессионального) окружения индивида (креативно-деятельностный компонент). В качестве показателей поведенческого критерия выступает   степень духовно-нравствственной саморегуляции творчества студентов-хореографов, а также, полноценное духовное самораскрытие, та вершина, к которой направлен путь творческого совершенства и достижение которой возможно при условии движения человека в своем творчестве по пути реализации  духовно-нравственных идей собственными хореографическими средствами, следуя мировым образцам духовно-нравственной культуры, созданной выдающимися деятелями искусства прошлых поколений (рефлексивно-поведенческий компонент).

К уровням сформированности готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности нами отнесены недостаточный-репродуктивный (характеризуется элементарными знаниями в области здоровьясбережения, умением реализовывать здоровьесберегающую деятельность по заданному образцу, без проявления инициативы); достаточный-креативный (характеризуется хорошими знаниями в области здоровьясбережения, ярко выраженной творческой направленностью всей профессиональной деятельности направленной на здоровьесбережение); высокий-просветительский (характеризуется углубленными знаниями в области здоровьясбережения, инициативностью  и активной пропагандой здоровьесберегающей деятельности среди своего окружения, своим примером).

Разработанная модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов позволяет обеспечить целостность и системность процессу подготовки студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности и  продлить время профессиональной карьеры.

Список литературы / References

  1. Живой журнал. Анжелина Воронцова рассказывает о своих моральных и физических травмах.–procvetite Балетная принцесса и смерть от Спида [Электронный ресурс]/ Живой журнал – URL: goalma.org
  2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. -М., с.
  3. Герчак Я.В. Формироваение готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: диссер. Канд. goalma.org: защищенаутв./ Герчак Ярослав Михайлович.- Новокузнецк., с.
  4. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.О. Панина. Кемерово, - с.
  5. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии : goalma.orgе для студ. высш. учеб. заведений / A.M. Митяева. М.: изд. центр «Академия», - с.
  6. Dozsa I. Classical ballet education in the 21st century – alive or museum object [Текст] / I. Dozsa // Scientific and practice conference «Dance Education: Russia – Europe tradition, contemporary statement, perspectives».– SP.
  7. Allen goalma.org M.D., Robert E. Stephens Ph.D. The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer,/ M.D. Allen goalma.org, Ph.D. Robert E. Stephens.-London,p.
  8. Ruth Solomon, John Solomon, Sandra Cerne Minton. Preventing Dance Injuries-2nd Edition[Paperback]./ Solomon Ruth,  Solomon John,  Minton Sandra goalma.org,

Список литературы  на английском языке / ReferencesinEnglish

  1. Zhivoj zhurnal. Anzhelina Voroncova rasskazyvaet o svoih moral'nyh i fizicheskih travmah.– procvetitel. Baletnaja princessa i smert' ot Spida [Angelina Vorontsov talks about his moral and physical injuries procvetitel. Ballet princess and death from AIDS [electronic resource] / Zhivoj zhurnal – URL: goalma.org[in Russian]
  2. Bezrukih, M.M. Zdorov'esberegajushhaja shkola[Health-saving school ] / M.M. Bezrukih. -M., p. [in Russian]
  3. Gerchak Ja.V. Formirovaenie gotovnosti k zdorov'esberezheniju studentov vysshego professional'nogo obrazovanija[Formation of readiness for health caretaking of students of higher education]: dis. …of PhD in  Pedagogy : defense of the thesis  approved / Gerchak Jaroslav Mihajlovich.- Novokuzneck., p. [in Russian]
  4. Kazin, Je.M. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija: teorija i praktika [Health-saving activities in the education system: Theory and Practice ] / Je.M. Kazin, goalma.org Kasatkina, O.G. Krasnoshlykova, T.O. Panina. Kemerovo, - p.  [in Russian]
  5. Mitjaeva, A.M. Zdorov'esberegajushhie pedagogicheskie tehnologii : goalma.orge dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij[Health-educational technology: a textbook for university students] / A.M. Mitjaeva. M.: izd. centr «Akademija», - p. [in Russian]
  6. Dozsa I. Classical ballet education in the 21st century – alive or museum object [Tekst] / I. Dozsa // Scientific and practice conference «Dance Education: Russia – Europe tradition, contemporary statement, perspectives».– SP.
  7. Allen goalma.org M.D., Robert E. Stephens goalma.org Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer,/ M.D. Allen goalma.org, Ph.D. Robert E. Stephens.-London,p.
  8. Ruth Solomon, John Solomon, Sandra Cerne Minton. Preventing Dance Injuries-2nd Edition [Paperback]./ Solomon Ruth, Solomon John,  Minton Sandra goalma.org, p.
с £ о Р

« « ? 5 -5« 5 £ *

с« У с т "Г Т Й *

£ о= § §

Личностный компонент Практический компонент

Практический компонент Личностный компонент Теоретический компонент

Теоретический компонент

Мониторинг уровня здоров ьесберегающей компетентности педагога

Эмоциональный к-ритерий

Моги вацион новолевой критерий

Лдаптивио-ресурсный критерий

И негру ме итал нно-леятелькостный крн-

Когштшный критерий

Структурно-функциональная модель развития здоровьесберегающей компетентности содержит критерии оценки уровня ее развития: когнитивный, мотивационно-волевой, инструменталыю-деятельностный, эмоциональный, адаптивно-ресурсный. Эти критерии имеют следующее значение: когнитивный критерий характеризует знания педагога о здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье обучающихся и т. п. Эмоциональный критерий отражает владение педагогом приемами и методами регуляции эмоций и чувств участников образовательного процесса, связанных с процессом учебного взаимодействия, развития эмоциональной сферы обучающихся, уровня их стрессоустойчивости. Мотивационно-волевой критерий определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей педагогов, особенности мотивации в области культуры здоровья, а также характеризует степень ее устойчивости в отношении здорового и безопасного образа жизни. Адаптивно-ресурсный критерий позволяет выявить уровень функционального резерва организма педагогов, состояния напряжения основных регуляторных механизмов и уровень функционирования психофизиологических систем. Инструментально-деятельностный критерий позволяет определить уровень практического владения педагогом здоровьесберегающими технологиями.

В главе 2 «Реализация модели развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона» представлен опыт интеграции деятельности учреждений общего и дополнительного образования и межведомственного взаимодействия, направленные на развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в многоуровневой образовательной инфраструктуре региона.

Образовательные учреждения областного уровня: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), Кемеровский областной психолого-валеологический центр (КОПВЦ) и структурное образование - координационный совет по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся департамента образования и науки - выполняют стратегическую функцию и обеспечивают научно-методическое сопровождение деятельности всех остальных звеньев данной инфраструктуры. Операциональная функция осуществляется образовательными учреждениями муниципального уровня: отделами при информационно-методических центрах (ИМЦ), центрами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центры). Практическая (прикладная) функция реализуется на уровне образовательных учреждений, представленных школами, внедряющими региональную модель «Школа здоровья» или ее отдельные элементы, и центрами содействия укреплению здоровья при образовательных учреждениях.

В данной главе подробно представлен формирующий эксперимент, заключающийся, прежде всего, в реализации структурно-функциональной модели в многоуровневой образовательной инфраструктуре региона, а также основные результаты, выраженные в повышении уровня развития здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Одним из основных инструментов для внедрения структурно-функциональной модели развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в многоуровневой образовательной инфраструктуре региона послужила разработанная нами с этой целью дополнительная образовательная программа «Образование и здоровье». Методическим основанием разработки данной программы стал научно-методический материал, накопленный в сферах педагогики, физиологии, психологии, медицины, реализованный и изданный в период гг. в системе образования Кемеровской области и объединенный проблемой сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса при нашем активном участии. Концептуальным основанием данной программы является понимание здоровья как социально-адаптивной ценности.

Образовательная программа состоит из трех модулей, каждый из которых в свою очередь включает несколько разделов. Основными особенностями программы являются как содержание модулей, разработанное нами на основе компонентов здоровьесберегающей компетентности педагогов (теоретическом, практическом и личностном), так и организация образовательного процесса в контексте образовательной инфраструктуры региона.

Содержание Модуля 1. Методологическая и организационно-педагогическая основа здоровьесберегающей деятельности педагога — ориентировано на общие концептуальные темы, имеющие междисциплинарный характер. Реализация данного Модуля образовательной программы осуществлялась в рамках структурно-функциональной модели специалистами образовательных учреждений областного уровня (КРИПКиПРО, КОПВЦ) и с помощью таких форм, как организация и проведение семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, опытно-экспериментальной работы (теоретический и практический компоненты), создание ситуаций успешности для педагогов через организацию профессиональных конкурсов (личностный компонент).

Модуль 2. Педагог - субъект здоровьесберегающей деятельности (тре-нинговый) - направлен на развитие личностного потенциала педагогов: их способности к самореализации, повышение уровня стрессоустойчивости, преодоление проблем профессионального выгорания. Осуществлялся данный Модуль на уровне отдельного образовательного учреждения педагогами-психологами и специалистами ППМС-центров.

Содержательный и практический аспекты Модуля 3. Онтогенетический подход организации здоровьесберегающей деятельности - заключались в обучении педагогов как здоровьесберегающим технологиям, так и приемам мони-торирования результативности их внедрения, что позволяло педагогам учитывать особенности развития обучающихся, видеть результаты своего педагогического воздействия и при необходимости корректировать его. Для формирования необходимых для этого умений и навыков в тематической сетке Модуля предусмотрены практические занятия по основам проведения педагогического мониторинга результативности здоровьесберегающей деятельности и состояния

здоровья обучающихся. Данный Модуль осуществлялся в большей степени на муниципальном уровне, специалистами ППМС-центров и отделов ИМЦ при участии школ. В целом за весь период формирующего эксперимента по теме нашего исследования было охвачено 1 педагогов и специалистов образовательных учреждений области.

В ходе мониторинга показателей развития здоровьесберегающей компетентности педагогов, проводившегося в ходе формирующего эксперимента по реализации структурно-функциональной модели, нами использовались представленные выше критерии. Получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты оценки уровня развития здоровьесберегающей компетентности педагогов по критериям на начало и конец эксперимента (кол-во педагогов,%)

Уровень развития здоровьесберегающей компетентности Критерий

когнитивный инструментально-деятельностный адаптивно-ресурсный эмоциональный мотивационно-волевой

нач. эксп. оконч. эксп. нач. эксп. оконч. эксп. нач. эксп. оконч. эксп. нач. эксп. оконч. эксп. нач. эксп. оконч. эксп.

Высокий 12 37 10 55 20 45 10 30 10 20

Средний 32 63 25 40 25 35 30 68 45 60

Низкий 56 0 65 5 55 20 60 2 45 20

Анализ данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах эксперимента, дает возможность утверждать, что уровень развития теоретического компонента здоровьесберегающей компетентности педагогов, который мониторировался нами по когнитивному критерию, повысился по всем показателям данного критерия. Так, количество педагогов, имеющих высокий уровень по когнитивному критерию, увеличилось с 12 до 37 %. Количество педагогов, имеющих средний уровень по данному критерию, изменилось с 32 до 63 %.

Мониторинг показателей развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в контексте ее практического компонента по инструментально-деятельностному критерию показал положительную динамику у 65 % педагогов, по адаптивно-ресурсному критерию положительная динамика наблюдалась у 35 % педагогов.

Анализ изменения уровня развития личностного компонента здоровьесберегающей компетентности педагогов по эмоциональному и мотивационно-волевому критериям показал, что положительная динамика по эмоциональному критерию отмечалась у 58 % педагогов, по мотивационно-волевому - у 25 %. Этот результат достигнут в большей степени благодаря тому, что в ходе реализации дополнительной образовательной программы развития здоровьесберегающей компетентности педагоги овладели приемами саморегуляции, повыше-

ния уровня стрессоустоичивости, снятия нервного и эмоционального напряжения, а также вследствие проведения с ними тренингов личностного роста.

В зависимости от выраженности показателей по всем критериям мы выделили уровни развития здоровьесберегающей компетентности: высокий, средний и низкий (рисунок 2).

70 60 50 40 30 20 10 0

60

32

1

б

У 2

в у

з высоким & средний ? низкий

Рисунок 2 - Результаты мониторинга развития здоровьесберегающей компетентности педагогов образовательных учреждений, участвовавших в эксперименте (на начало и окончание эксперимента, кол-во

педагогов, %)

Результаты, представленные на рисунке 2, показывают, что количество педагогов с высоким уровнем развития здоровьесберегающей компетентности увеличилось в ходе реализации дополнительной образовательной программы с 2 до 34 %.

Важно отметить, что в ходе эксперимента все педагоги, имевшие низкий уровень развития здоровьесберегающей компетентности по всем критериям, повысили его и показали средний результат. Значительно изменилось количество педагогов со средним уровнем здоровьесберегающей компетентности - с 32 до 60 %.

В заключении диссертации подведены итоги исследования. Дополнено понятие здоровьесберегающей компетентности педагога тем, что содержание выделенных в ее структуре личностного, теоретического и практического компонентов - основано на понимании здоровья как социально-адаптивной ценности, которая предполагает учет биологической (совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде); социальной (мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру) и личностной (стратегия жизни человека, его ценностные установки, личностные особенности) сущности здоровья человека, что в свою очередь определяет направление (вектор) прямого и косвенного воздействия на педагогов в образовательной инфраструктуре региона, позволяющего повысить уровень их компетентности в вопросах формирования у обучающихся способности к самореализации и са-

моразвитию личности ребенка, его способности к оптимальной адаптации и гармоничному взаимодействию с окружающим социумом, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

Определены критерии: когнитивный, мотивационно-волевой, инструмен-тально-деятельностный, эмоциональный и адаптивно-ресурсный и показатели оценки уровня развития здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Разработана и внедрена структурно-функциональная модель развития здоровьесберегающей компетентности педагогов (ее структурные компоненты, их функции и содержание) в образовательной инфраструктуре региона, которая является многоуровневой и представлена образовательными учреждениями, каждому из которых обозначена определенная роль в зависимости от его места в данной инфраструктуре. В процессе внедрения структурно-функциональной модели достигнуты интеграция деятельности учреждений общего и дополнительного образования и межведомственное взаимодействие в развитии здоровьесберегающей компетентности педагогов.

Разработана и реализована дополнительная образовательная программа «Образование и здоровье», являющаяся содержательным компонентом структурно-функциональной модели развития здоровьесберегающей компетентности педагогов, построенная на совокупности теоретических знаний о здоровье и закономерностях его сохранения и укрепления, практической деятельности в направлении освоения здоровьесберегающими технологиями и развитии личностного потенциала педагогов, позволяющего придать их профессиональной деятельности здоровьесберегающий характер и тем самым получить результат, удовлетворяющий возрастающим потребностям общества, семьи, образовательных учреждений в решении проблем здоровья обучающихся.

Проведенное диссертационное исследование позволило достигнуть поставленной цели, реализовать намеченные задачи и подтвердить гипотезу. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего научного обобщения с точки зрения конкретизации содержания компетенций, составляющих здоровьесберегающую компетентность, в чем мы видим перспективу дальнейшего направления исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность [Текст] / Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, А. И. Фёдоров, Е. В. Белоногова, Э. В. Працун // Валеология. - № 3. - - С.

2. Социально-педагогические и психолого-физиологические подходы к сохранению и укреплению здоровья в системе образования [Текст] / Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, Н. Э. Касаткина, А. И. Фёдоров, О. Г. Красношлыкова, Э. В. Працун, Н. Н. Семенкова, О. Б. Лысых // Валеология. - № 4. - -С.

3. Формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений (методические и организационно-педагогические аспекты [Текст] / Э. М. Казин, Э. В. Працун, О. Г. Красношлыко-ва, А. И. Фёдоров // Валеология. - № 3. - - С.

Учебное пособие, рекомендованное ученым советом Института психолого-педагогических проблем детства РАО

4. Компетентность учителя физической культуры как фактор, определяющий качество физического воспитания [Текст] / Э. М. Казин, О. Г. Красношлы-кова, Э. В. Працун и др. // Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Коваленко, А. И. Фёдоров, Е. Л. Руднева, Н. П. Недоспасова, О. Л. Тарасова, В. П. Зу-банова, О. Б. Лысых, Т. В. Душенина, Г. И. Тушина, А. В. Сапего, Т. И. Шерер, Н. Т. Рылова, Э. В. Працун ; отв. ред. Э. М. Казин, Н. В. Коваленко. - М.: Издательство «Омега-Л», - с. - С.

5. Казин, Э. М. Компетентностный подход к системе повышения квалификации учителя физической культуры [Текст] / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Э. В. Працун // Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Коваленко, А. И. Фёдоров, Е. Л. Руднева, Н. П. Недоспасова, О. Л. Тарасова, В. П. Зубанова, О. Б. Лысых, Т. В. Душенина, Г. И. Тушина, А, В. Сапего, Т. И. Шерер, Н. Т. Рылова, Э. В. Працун ; отв. ред. Э. М. Казин, Н. В. Коваленко. - М.: Издательство «Омега-Л», - С.

6. Коваленко, Н. В. Критерии, показатели и уровни подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования [Текст] / Н. В. Коваленко, Э. В. Працун // Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Коваленко, А. И. Фёдоров, Е. Л. Руднева, Н. П. Недоспасова, О. Л. Тарасова, В. П. Зубанова, О. Б. Лысых, Т. В. Душенина, Г. И. Тушина, А. В. Сапего, Т. И. Шерер, Н. Т. Рылова, Э. В. Працун ; отв. ред. Э. М. Казин, Н. В. Коваленко. - М.: Издательство «Омега-Л», - С.

Учебное пособие, рекомендованное Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия

7. Красношлыкова, О. Г. Профессиональное здоровье педагогов [Текст] / О. Г. Красношлыкова, Н. А. Литвинова, Э. В. Працун // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : учебное пособие / под науч. ред. Э. М. Казина ; ред. кол. : Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, С.

8. Фёдоров, А. И. Портфолио здоровья как инструмент здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса [Текст] / А. И. Фёдо-

ров, Э. В. Працун // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : учебное пособие / под науч. ред. Э. М. Казина ; ред. кол. : Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, - С.

Коллективные монографии

9. Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография [Текст] / под ред. Т. Н. Ле-Ван. -Новосибирск : Изд-во «СибАК», - с.

Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесо-зидающей функции: коллективная научная монография [Текст] / под ред. Т. Н. Ле-Ван. - Новосибирск : Изд-во «СибАК», - с.

Учебно-методические пособия

Працун, Э. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога - важное условие сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Э. В. Працун // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга И. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здо-ровьесберегающей среды в основной и средней школе : учебно-методическое пособие / ред. кол. : Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, А. И. Фёдоров и др. ; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, - С.

Працун, Э. В., А. И. Федоров Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования [Текст] / Э. В. Працун, А. И. Федоров // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учебно-методическое пособие / ред. кол. Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, Т. В. Волосовец, Э. В. Працун, Т. И. Рукас ; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, - С.

Региональная модель «Школа здоровья» как система организации здо-ровьесберегающей деятельности педагогов [Текст] / Э. М. Казин, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, А. И. Фёдоров, Э. В. Працун // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здо-ровьесберегающей среды в основной и средней школе : учебно-методическое пособие / ред. кол.: Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, А. И. Федоров и др.; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, - С.

Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в начальной школе [Текст] / Э. М. Казин, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, Э. В. Працун // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учебно-методическое пособие / ред. кол. Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, Т. В. Волосовец, Э. В. Працун, Т. И. Рукас; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, — С.

Повышение здоровьесберегающей компетентности педагогов начальной школы [Текст] / Н. Г. Блинова, Э. В. Працун, Л. Г. Качан, Н. П. Недоспасова // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учебно-методическое пособие / ред. кол. : Э. М. Казин, О. Г. Крас-ношлыкова, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, Т. В. Волосовец, Э. В. Працун, Т. И. Рукас; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, -С.

Працун, Э. В. Профессиональное здоровье педагога и его субъектная позиция в отношении здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Э. В. Працун // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учебно-методическое пособие / ред. кол. Э. М. Казин, О. Г. Крас-ношлыкова, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, Т. В. Волосовец, Э. В. Працун, Т. И. Рукас; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, -С.

Працун, Э. В. Здоровьесберегающая компетентность педагогов [Текст] / Э. В. Працун // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учебно-методическое пособие / ред. кол. : Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Е. В. Белоногова, Н. Г. Блинова, Т. В. Волосовец, Э. В. Працун, Т. И. Рукас ; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, - С.

Социально-психологические и медико-физиологические особенности адаптации и здоровья подростков в современных условиях жизнедеятельности [Текст] / Э. М. Казин, А. И. Фёдоров, Э. В. Працун, Т. М. Чурекова // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование : учебно-методический комплекс. Книга II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе : учебно-методическое пособие / ред. кол. : Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, А. И. Фёдоров и др. ; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, С.

Статьи, опубликованные в других периодических изданиях и сборниках конференций

Методические и организационно-педагогические аспекты проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов в инфраструктуре образовательных учреждений [Текст] / Э. В. Працун, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, А. И. Фёдоров Н Профессиональная педагогика: категрии, понятия, дефиниции : сб. науч. тр. / под науч. ред. Г. Д. Бухаровой, О. Н. Арефьева и Г. Н. Жукова. - Екатеринбург : ООО «УИПЦ», - Вып. 7. - С.

Опыт региона по здоровьесберегающему сопровождению процесса социализации обучающихся и сохранению их социального здоровья [Текст] / Э. В. Працун, А. И. Фёдоров, Е. В. Белоногова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, октября года

«Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления»: в 2 ч. / отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, - Ч. 2. - с. - С.

Фёдоров, А. И. Организация здоровьесберегающего сопровождения в системе психологической службы образования с позиций целостного подхода к здоровью [Текст] / А. И. Фёдоров, Е. В. Белоногова, Э. В. Працун И Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой Школы». - М., -С.

Казин, Э. М. Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Э. М. Казин, А. И. Фёдоров, Э. В. Працун // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании», г. Новосибирск, ноября г. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, - С.

Фёдоров, А. И. Здоровье педагога - как условие повышения качества образования [Текст] / А. И. Фёдоров, Э. В. Працун // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии в образовании», г. Новосибирск, ноября г. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, - С.

Казин, Э. М. Социально-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья обучающихся [Текст] / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Р. И. Айз-ман, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, А. И. Федоров, А. С. Шинкаренко, Э. В. Працун // Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Achievement of high school», - Том Педагогически науки. Физика култура и спорт. - София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - С.

Подписано в печать Формат 60x84 Vi6. Усл. печ. л. 1,1. Уч.-изд. л 1,7. Тираж экз. Заказ № 32

Издательство КРИПКиПРО Адрес издательства и типографии: , г. Кемерово, ул. Заузелкова, 3.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Працун, Элина Валерьевна, Кемерово

ГОУ ДПО(ГЖ)С «КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАНИЯ»

На правах рукописи

?

Працун Элина Валерьевна

РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕГИОНА

Специальность - теория и методика профессионального образования

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

{

Научные руководители: доктор педагогических наук, профессор О.Г. Красношлыкова; доктор биологических наук, профессор Э. М. Казин

Кемерово

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Здоровьесберегающая компетентность педагогов как

психолого-педагогическая проблема

Понятие здоровьесберегающей компетентности педагогов

в теории и практике педагогики

Социально-адаптивная ценность «здоровья» как концептуальная основа развития здоровьесберегающей компетентности педагогов

Структурно-функциональная модель развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона 45

Выводы по первой главе 64

Глава 2 Реализация модели развития здоровьесберегающей

компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона 66

Интеграция деятельности учреждений образовательной инфраструктуры региона в направлении развития здоровьесберегающей компетентности педагогов 66

Разработка и реализация образовательной программы развития здоровьесберегающей компетентности педагогов

в образовательной инфраструктуре региона 81

Результативность реализации модели развития здоровьесберегающей компетентности педагогов

в образовательной инфраструктуре региона ЮЗ

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1. «Образование и здоровье» дополнительная образовательная программа развития здоровьесберегающей компетентности педагога в образовательной инфраструктуре региона

Приложение 2. Методические рекомендации по внедрению структурно-функциональной модели развития здоровьесберегающей компетентности педагога в образовательной инфраструктуре региона

Введение

Актуальность исследования. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливается анализом состояния здоровья обучающихся в условиях различных образовательных учреждений, который свидетельствует о тенденции снижения уровня здоровья детей и подростков. По данным Министерства здравоохранения РФ и Госкомэпиднад-зора, лишь % детей практически здоровы, около 50% имеют функциональные отклонения, % -хронические заболевания. Среди заканчивающих школу выпускников здоровые составляют 10%. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в 1-й класс, неблагоприятным образом сказывается на их адаптации к учебным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости в процессе их обучения.

Сложившаяся ситуация по проблеме сохранения здоровья детского населения настоятельно требует не только пересмотра концепции охраны здоровья детей в России, но и выработки новой научно обоснованной стратегии здо-ровьесберегающей деятельности в системе образования, осуществлять которую будет педагог, обладающий высоким уровнем компетентности в данном направлении.

Здоровье детей, их физическое и психическое развитие, социально-психологическая и медико-физиологическая адаптация в значительной степени определяются условиями их жизни и в большинстве своем условиями обучения в образовательном учреждении. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО и ряда авторов (М. М. Безруких, Э. Н. Вайнер, С. В. Ким, Е. В. Степкина, О. М. Федоровская и др.) позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на развитии и здоровье детей. На первое место среди этих факторов исследователями выдвигаются уровень профессиональной компетентности педагогов, умение использовать здо-ровьесберегающие педагогические технологии, а также их личностные качества и состояние здоровья (Н. П. Абаскалова, М. М. Безруких, Н. Н. Малярчук, В. Д. Сонькин и др.).

За последние несколько лет принят ряд документов, определяющих основные направления в развитии российского образования, ключевыми являются образовательная инициатива «Наша новая школа», новый закон «Об образовании РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и др. Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, отличительной особенностью которого стало определение здоровья участников образовательного процесса в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательных учреждений всех уровней.

В работах Н. П. Абаскаловой, И. И. Айзмана, Э. В. Вайнера, Э. М. Казина, Г. А. Кураева, Н. К. Смирнова и других на основе психолого-педагогических, медико-биологических исследований определена роль педагога в создании адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды, сохранении и укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни обучающихся. Исследования Ф. Б. Березина, Л. Г. Качан, Л. М. Митиной, Н. П. Не-доспасовой, Н. Т. Рыловой и других подтверждают взаимосвязь здоровья педагогов и результативности их педагогической деятельности.

Вместе с тем анализ ряда работ (Т. В. Душенина, Л. А. Проскурякова, Н. П. Недоспасова и др.) показывает, что 61 % педагогов и 82 % руководителей образовательных учреждений называют свое здоровье и знания о здоровье человека в числе шести основных жизненных ценностей, и только 19 % из них занимаются его сохранением и укреплением.

Образовательные учреждения различного типа и вида являются социальным институтом, осуществляющим социализацию детей, в процессе которой усваивается ценность здоровья, формируется мотивация к здоровому образу жизни. Большое значение в данном контексте приобретает деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Компетентность педагога в вопросах здоровья - важнейшая составляющая его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения

психолого-медико-педагогических знаний и практических педагогических навыков в вопросах рациональной организации учебного процесса, разработки и внедрения профилактических программ, здоровьесберегающих технологий. Новый профессиональный стандарт педагога определяет психолого-педагогические требования к его профессиональной квалификации и выделяет целый ряд компетенций в данном направлении.

Важными в этой связи являются работы, затрагивающие проблемы подготовки педагогов в системе повышения квалификации к осуществлению здо-ровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях (Н. П. Абас-калова, Л. П. Вашлаева, Л. Г. Качан, О. Г. Красношлыкова, Т. С. Панина и др.).

Степень изученности проблемы исследования. Несмотря на наличие многоаспектной теоретической базы по исследованию проблемы здоровьесбе-регающей компетентности педагогов - работы Н. Г. Аникеевой, Л. Т. Кузнецовой, И. В. Патрушевой, М. Ю. Чуркиной и других, которые рассматривали условия формирования компетентности здоровьесбережения; исследования И. А. Зимней, А. В. Хуторского и других, отмечавших её приоритетную роль среди ключевых компетенций - не в полной мере изучен вопрос ее развития.

Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы выявил, что в определении понятия «здоровьесберегающая компетентность» есть значительные различия: одни авторы признают ее самостоятельным феноменом (Н. П. Абаскалова, Е. Н. Дзятсковская, И. А. Зимняя, И. В. Пичугина, и др.), другие включают здоровьесберегающие компетенции в структуру педагогической компетентности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.), третьи выделяют психолого-педагогический компонент в составе обязательных профессиональных компетентностей, которые обеспечивают успешность педагогов в вопросах сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе реализации педагогической деятельности (Е. И. Рогов, В. А. Сластенин и др.), четвертые обозначают психолого-педагогическую и медико-биологическую компетентность, подразумевающую внедрение индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их психофизиологических и возрастных

особенностей (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Н. Н. Лобанова, Г. Г. Горелова, В. С. Ильин, Т. А. Маркина и др.), пятые развивают комплекс идей и научных положений, связанных с формированием здоровья человека педагогическими средствами, обосновывая необходимость специальной подготовки педагогов для реализации здоровьесберегающей деятельности (Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, О. Б. Ковалева, Г. А. Кураев, Т. С. Панина и др.).

Различные аспекты здоровьесберегающей деятельности в системе образования, а также в подготовке педагогов к ее осуществлению рассматривались М. М. Безруких, О. Г. Красношлыковой, Н. К. Смирновым, В. Д. Сонькиным, Ф. Ф. Харисовым, но тем не менее требуют дальнейшей разработки.

Однако несмотря на большое количество литературы по проблеме сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, в исследованиях не рассматривался процесс развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в многоуровневой образовательной инфраструктуре региона.

Важным основанием для выбора темы исследования является развивающееся в системе образования Кузбасса в течение многих лет при поддержке областной и муниципальных администраций здоровьесберегающее направление деятельности образовательных учреждений:

- апробирован комплекс научных и практических разработок в физиологической, психолого-педагогической сферах, целевым назначением которых является сохранение психологического, физического и социального здоровья обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня, типа и вида;

- создана и функционирует образовательная инфраструктура региона, осуществляющая комплексное здоровьесберегающее сопровождение, которая на уровне отдельного образовательного учреждения и на уровне области в целом призвана объединять специалистов самого разного профиля (педагогов, психологов, врачей).

Сегодня образовательная инфраструктура Кемеровской области характеризуется здоровьесберегающей направленностью и включает школы, внедряющие региональную модель «Школа здоровья» или ее отдельные

элементы; центры содействия укреплению здоровья при образовательных учреждениях (уровень образовательного учреждения); отделы при информационных центрах (ИМЦ), Центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центры) (муниципальный уровень); Кемеровский областной психолого-валеологический центр (КОПВЦ), институты повышения квалификации педагогических работников, осуществляющие научно-методическое обеспечение деятельности данной образовательной инфраструктуры (областной уровень).

В результате анализа имеющегося значительного практического опыта в реализации здоровьесберегающей деятельности и существующей ситуации в системе образования установлено, что подходы к проблеме развития здоровьесберегающей компетентности педагога и сохранения здоровья субъектов образовательного процесса характеризуются противоречием между наличием новых законодательных и методических требований к образовательному процессу и содержанию образования в контексте обеспечения его здоровьесберегающего характера, закрепленными в последних нормативных документах правительства и Министерства образования и науки, возрастающими потребностями общества, семьи, образовательных учреждений в решении проблем здоровья обучающихся, с одной стороны, и недостаточным уровнем здоровьесберегающей компетентности педагогов, реализующих профессиональную деятельность в данном направлении, с другой.

Обозначенное противоречие послужило предпосылкой для постановки проблемы исследования: каким образом повысить уровень развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона.

Актуальность и недостаточность проработки данной проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона».

Цель исследования: выявить компоненты и охарактеризовать здоровье-сберегающую компетентность педагогов на основе социально-адаптивной ценности здоровья, разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель ее развития в образовательной инфраструктуре региона.

Объект исследования: здоровьесберегающая компетентность педагогов.

Предмет исследования: процесс развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона.

Гипотеза исследования. Уровень развития здоровьесберегающей компетентности педагогов существенно повысится в образовательной инфраструктуре региона, если:

- концептуальным основанием в определении содержания понятия здоровьесберегающей компетентности педагогов и ее развития является понимание здоровья как социально-адаптивной ценности;

- разработана и внедрена структурно-функциональная модель развития здоровьесберегающей компетентности педагогов, обеспечивающая интеграцию деятельности учреждений общего и дополнительного образования и межведомственное взаимодействие в направлении осуществления прямого и косвенного воздействия на педагогов;

- определены критерии, показатели и индикаторы для оценки уровня развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона.

На основе проблемы, цели и гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Дополнить понятие здоровьесберегающей компетентности педагогов, выявив ее компоненты на концептуальной основе понимания здоровья как социально-адаптивной ценности и анализа педагогической и психолого-педагогической литературы.

2. Определить критерии, показатели и индикаторы для оценки уровня развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона.

3. Разработать модель и проверить результативность интеграции деятельности учреждений общего и дополнительного образования и межведомственного взаимодействия в развитии здоровьесберегающей компетентности педагогов.

4. Разработать и внедрить в деятельность учреждений многоуровневой образовательной инфраструктуры региона дополнительную образовательную программу «Образование и здоровье» как содержательный компонент структурно-функциональной модели развития здоровьесберегающей компетентности педагогов.

5. Подготовить методические рекомендации по внедрению структурно-функциональной модели развития здоровьесберегающей компетентности педагогов в многоуровневой образовательной инфраструктуре региона.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись методы педагогического исследования: теоретические - анализ педагогической, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта по проблеме исследования, моделирование. Эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, ранжирование, индивидуальные и групповые беседы; автоматизированные программы индивидуального психофизиологического мониторинга; педагогический эксперимент. Методы статистической обработки и графического анализа экспериментальных данных.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: взгляды на профессиональную компетентность педагогов и совершенствование системы повышения их квалификации на основе современных подходов, обеспечивающих профессионально-личностное развитие и саморазвитие (Н. Э. Касаткина, Л. Г. Качан, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.); идеи о целостном подходе к личности педагога в процессе повышения квалификации и его личностно-профессиональному развитию как процессу саморазвития (П. Ф. Каптерев, О. Г. Красношлыкова и др.); обоснование компетентностного подхода (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. В. Мухаметзяно-ва, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.); проблемы субъекта и субъектности в р�

1 а §

3 £ 5 » 2.

2 "Я 5

Й Ц 1

5 § ■

: тз —

: с: ~

г £

а 3

I ?

г

я ь

£ 2

I В

3 а

Э- К а ■§

И й 11 11 ^ 1

а

nest...

казино с бесплатным фрибетом Игровой автомат Won Won Rich играть бесплатно ᐈ Игровой Автомат Big Panda Играть Онлайн Бесплатно Amatic™ играть онлайн бесплатно 3 лет Игровой автомат Yamato играть бесплатно рекламе казино vulkan игровые автоматы бесплатно игры онлайн казино на деньги Treasure Island игровой автомат Quickspin казино калигула гта са фото вабанк казино отзывы казино фрэнк синатра slottica казино бездепозитный бонус отзывы мопс казино большое казино монтекарло вкладка с реклама казино вулкан в хроме биткоин казино 999 вулкан россия казино гаминатор игровые автоматы бесплатно лицензионное казино как проверить подлинность CandyLicious игровой автомат Gameplay Interactive Безкоштовний ігровий автомат Just Jewels Deluxe как использовать на 888 poker ставку на казино почему закрывают онлайн казино Игровой автомат Prohibition играть бесплатно